Известные американские предпринимател, инвесторы и консультанты многих успешных стартапов, Стив Бланк и Боб Дорф, во всех своих выступлениях рассказывают, что бизнес-план – это враг стартапа №1.
Десять лет назад в Кремниевой долине все писали бизнес-планы, как будто стартап – это миниатюрная версия большой компании.
Стив Бланк, автор книги The Startup Owner’s Manual: The Step-By-Step Guide for Building a Great Company, все изменил.
Теперь ни один акселератор или инвестиционный фонд не просит у стартапов бизнес-план.
Все дело в том, что ни один бизнес-план не выдержит первого столкновения с реальностью. 100-страничный бизнес-план нужен классическим типам бизнеса, производственным предприятиям.
Пока вы будете писать бизнес-план, ситуация для инновационного стартапа изменится на 180°, и весь ваш бизнес-план устареет.
Хорошим инвесторам не нужен формальный талмуд с графиками, который вы назовете бизнес-планом. Хороший инвестор сам нарисует в голове бизнес-план за 5 минут, если вы заставите его поверить в вас.
Разумеется, планировать надо, стартапы не работают хаотично или без стратегии.
Вся работа по планированию ведется в рамках Business Model Canvas, канвы бизнес-модели стартапа.
Это одностраничное резюме проекта, охватывающее все критически важные для стартапа аспекты. И стартаперы тестируют бизнес-модель каждый день.
Расскажем подробнее в следующих материалах.